Предмет задачи методы общей психологии

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия. Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы, как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии. Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи. Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что предмет задачи методы общей психологии явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления. Особенность психологии, определяющая ее трудности — это не материальность психических явлений, в результате которого они не доступны непосредственному изучению. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, предмет задачи методы общей психологии признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна. Психика — особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи человеку и животным. Для человека, обладающего высшей формой психики — сознанием, дается еще одно определение психики: Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми. Фрейдизм и неофрейдизм — преобладающая роль подсознания в психической жизни человека. Бихевиоризм — поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики. Гештальтпсихология — попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа гештальтанесводимого к сумме отдельных элементов восприятия. Предмет задачи методы общей психологии психология — воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации. Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы предмет задачи методы общей психологии механизмы психической деятельности. Рассмотрим предмет задачи методы общей психологии подход к предмету психологии Рис. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Помимо вышеприведенной, существует иная классификация психических процессов. Согласно ей, психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем — на внутренние и внешние Рис. На основе психических процессов могут формироватьсякоторые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работо­способности или усталости, раздражительности, рассеянности, хоро­шего или плохого предмет задачи методы общей психологии. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми Например, такое групповое психическое состояние, как паника, являются причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков. Другое негативное психическое состояние — конфликт, может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений. Оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной предмет задачи методы общей психологии, являются внутренним психическим переживанием, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление. Помимо негативных групповых психологических состояний имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предмет задачи методы общей психологии или благоприятный психологический климат внутри организации. Третья группа психических явлений являются психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности. Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования - то, что становится результатом развития психики человека. Психические образования формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. Согласно другому подходу к определению предмета психологии, им являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности например, оптические иллюзиифакты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Примером психического закона является закон Вебера-Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения". Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. Предмет задачи методы общей психологии рисунке внизу виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка — скорости работы на клавиатуре. Сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может предмет задачи методы общей психологии возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров предмет задачи методы общей психологии в промежуточном мозге. Основной задачей психологии как науки является изучение объек­ тивных закономерностей формирования, развития и проявления пси­ хических явлений и процессов. Частными задачами психологии являются: 1 изучение механизмов психических явлений и процессов ; 2 анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности; 3 содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей. Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с определенными трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия можно обозначить объект общей предмет задачи методы общей психологии как процесс взаимодействия человека и окружающего мира. Культурно-историческая парадигма теория была разработана советским психологом Выготским, и получила дальнейшее развитие в трудах В основу ее были положены идеи французской социологической школы: идея историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии предмет задачи методы общей психологии е стественнонаучная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны на Рис. Леонтьева, в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов. Движущая сила психического развития - обучение при этом развитие и обучение - это разные процессы. Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, т. Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и отличия. Сходство состоит в то, что обе эти сферы изучают одно и то же — психику человека, но отличия между ними весьма значительны Табл. Тем не менее, между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках. Современная структура психологической науки состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей: Общая психология, Психофизиология, Возрастная психология, Педагогическая психология, Медицинская психология, Социальная психология, Психодиагностика, Психотерапия и др. Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы например, общая психология, где даются определения базовых понятий наукитесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Предмет задачи методы общей психологии этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесносвязана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и предмет задачи методы общей психологии отдельных людей предмет задачи методы общей психологии феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». Современный предмет задачи методы общей психологии — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения псих ики людей и находить пути для ее лечения психокоррекции и психо терапии. На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, предмет задачи методы общей психологии «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об ос новных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению эти х процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология». Людей всегда интересовал внешний мир «макрокосмос»но чтобы достигать своих целей в нем, человеку было необходимо понимать поведение других людей и предмет задачи методы общей психологии. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека «микрокосмос». С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции - души. В те времена считалось, что душа обитает везде — в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом. Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокрит считал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ — разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и предмет задачи методы общей психологии характер холерика вызван избытком желчи по-гречески — « холе»а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феменология описание явлений оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики используется и сегодня. Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По Платону она состоит из 3-х частей: вожделения находится в животемужества в сердце и разума в голове. У одних людей преобладает вожделение, у других — разум, у третьих — мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи — воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» - вечных и предмет задачи методы общей психологии сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону — лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником « дуализма» учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала. Аристотель — автор первой известной работы по психологии - « О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях, как образах предметов, ранее действующих на органы чувств. Предмет задачи методы общей психологии основные типы ассоциаций по сходству, смежности, контрасту. Этот предмет задачи методы общей психологии совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Это период застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа - бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний. Основой метод — интроспекция самонаблюдение. Рене Декарт ввел понятие рефлекса - ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму - то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, пропагандировал английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри написавший книгу «Человек — машина». Ламетри помимо казанного сочинения написал еще две работы — «Естественная история души» и «Человек — предмет задачи методы общей психологии, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику. Еще одно направление научной мысли того периода — « эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Представитель - Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир, и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта. Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге « Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен « центрального торможения» в нервной системе и предположил наличие рефлексов, предмет задачи методы общей психологии изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности « предмет задачи методы общей психологии активного отдыха», который гласит, что лучший отдых — это смена деятельности. Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции созна­ния и заявил, что психология должна оказаться от изучения предмет задачи методы общей психологии и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления явился Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основным методом бихевиоризма является создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика — это абстракция, которую невозможно изучать научными методами. Бихевиористы использовали механизм условных рефлексы для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода инструментальные рефлексы — основа преобразования внешней среды — переходный этап к осознанной деятельности человека. Параллельно науке о поведении, развивалась наука о бессознательном - том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека. Фрейду, психика состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком «Оно»из осознаваемого, рационального компонента «Я» или «Эго» и социального цензора «Сверх-Я» или «Супер Эго». Бессознательное «Оно» является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный. Контактс этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и некоторых других формах измененного предмет задачи методы общей психологии. Вторая часть сознания человека — «Эго» в большей степени соответствует представлению человека о себе, и выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью, а, во-вторых, осуществляет связь с бессознательным. Наконец, третий компонент нашего сознания — «Супер Эго» - совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого Отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил. Для выявления этих трех компонентов психики Фрейд разработал новый метод — психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя метод «свободных ассоциаций». Данный этап начался с первой трети ХХ века, и опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работу мозга. Он открыл изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций. Среди ученых - представителей данного этапа можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей» и других исследователей. Благодаря исследованиям ученых различных специальностей, психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека. Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.